Дерево

             После человека дерево самое совершенное творение природы. Возможно потому,что из всех бесчисленных представителей флоры на планете ближе всего к человеку деревья.Тому свидетельство - палитра чувств человека нашедших в деревьях свои символы и образы.

         С древа познания срывает Ева плоды, чтоб вывести своего супруга и потомков из рая беспамятства в хрупкий, но в столь удивительный мир труда и любви...

Первые боги,чтоб быть узнаваемыми людьми обзаводились древесными символами : дуб посвящался Аполлону в Греции , Юпитеру в Риме и Перуну у славян; олива - дерево Афины,а мирта - Афродиты...

 Восторженные строки   Плиния Старшего -"Они не тронутые временем,одного возраста со вселенной,они как боги поражают своей бессмертной судьбою,как величайшее чудо мира "-  написаны  римским натуралистом о дубе два тысячелетия назад,  но  применимы к  любому виду  дерева на земле.

Старинная русская загадка о  березе - энциклопедия практического применения ее в быту: "Стоит дерево цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое - больным на здоровье,другое - темноту рассеять, третье -  дряхлых хилых пеленанье, а четвертое - людям колодец." То есть - банный веник,лучина для освещения дома,береста для пеленанья треснувших горшков и березовый сок.

            Дриады и нимфы олимпийского пантеона - прекрасные богини деревьев , кустарников, родников. В отличие от небожителей Олимпа их судьбы предопределены сроком жизни дерева или родника - с их потерей они умирают... Поразительный предостерегающий образ!

Священные древесные рощи бытовали у всех народов: своеобразное экологическое завещание потомкам: деревья - непременная составляющая жизни. И не только с практической пользы, это лишь часть того , что имеет значение - все остальное - сакрально,взаимовлияние деревьев  с людьми загадочно и на язык формул и целесообразности возможно будет переведено  лет через сто и более...

                    Колыбелью человека было дерево. И в прямом и в символическом смыслах.После материнских рук только деревянной колыбели -  баюкалке ( зыбка,колышка,качалка,люлька - так по разному называлась она на  Руси) доверяли  младенца. А проводив человека в последний путь, на могиле сажали дерево - символ вечной жизни...

                   Из дерева впервые человек добыл огонь ( сегодня после двух – трех попыток в музее – заповеднике это делает любой школьник ) -  позднее философы периода неолита ( к нам дошло в фольклоре) объясняли это тем, что в давние времена земля была огненным шаром, выраставшие на ней деревья впитывали и сохраняли в стволах и ветвях стихию огня - поэтому дерево легко воспламеняется  в костре, а при трении рождает огонь... Красивые символы и ,в общем то недалекие от истины - вспомните ,что уголь - накопленная когда-то деревьями энергия солнца  и земли.

Первый дом был построен людьми из дерева ( пещерные убежища не в счет- это все же природные сооружения).Отсюда названия поселений - деревня.

Заметьте – дерево даже в простых пропорциях и  в  небольших размерах, дом ли это или храм ,придают сооружению значительность художественного произведения. Конечно , все дело в материале…

         Архитектурные шедевры из дерева - русская крестьянская изба, казачий курень и ветряные мельницы - памятники и строительного искусства, и народного быта и творчества - за ними многовековый опыт.

Казачий курень и сарматская хижина ( хижину археологи реконструировали в заповеднике "Танаис") звенья одной архитектурной традиции - расположение жилого пространства вокруг очага.

    Увидеть сегодня исчезающие курени Старочеркасска,Недвиговки,Елизаветовской ,Раздорской,Дугино,Рогожкино - понять какие бесценные реликвии мы теряем...

          Ветряки на Дону составляли непременную принадлежность почти каждого хутора,станицы и окраин городов.Во второй половине Х1Х века их насчитывалось около 600...Сегодня остались единицы – без них поэзия донского ландшафта утратила одни из лучших своих страниц. .…Вспомните прекрасные строки о ветряках в чеховской  “Степи”  шолоховском “Тихом Доне”.( О  ветряках мы расскажем в рубрике "Дон неизвестный".)

           Башенные,многоярусные,многоглавые храмы русского севера с шатровыми,кубоватыми,бочечными и клинчатыми покрытиями поражают изобретательностью и неповторимостью таланта.

Деревянный многоярусный иконостас в Войсковом  соборе Старочеркасска - свидетельство , что молитву к Богу можно выразить не только в слове и в музыке.

А берестяные грамоты древней Руси ! - находки этого совершенно нового вида письменных источников сравнимо с открытием папирусов древнего Египта ; благодаря бересте произошла персонификация огромного периода отечественной истории, время обрело имена и чувства, а события - повседневность.

            Вода вкуснее в деревянном ведре.Скажете - выдумка.Но любой винодел объяснит,что в деревянных бочках вино вызревает лучше и гораздо богаче по вкусовой палитре.

           Еще в недавние времена в жилом пространстве человека большая часть предметов и вещей  были из дерева.У каждого из нас, читатель, при всем различии воспоминаний и ощущений детства есть и общие:  металл - это боль от нечаянного удара молотком по пальцу, а дерево и глина - это игрушки, стены дома, посуда ,мебель - ощущение доверия, надежности , в общем – всегда  добрые вещи детства.

          Из собственного детства вспоминается цибарка – так называли ведро на Кубани - с деревянным ковшиком; темная рама зеркала с замысловатыми завитушками; тяжелый  дубовый стол – даже когда всей многочисленной семьей на нем заготавливали капусту к засолке, он даже не поскрипывал ;мучной ларь - крышка его изнутри была обклеена иллюстрациями из дореволюционных изданий – это был мой первый учебник истории; лодка-каюк ,отзывавшаяся на малейшее движение весла,  в ней легко можно было пройти сквозь заросшие камышами рукава реки Кирпили ; массивная кровать - приданое бабушки, когда выходила замуж; шкаф - многочисленные ящики его заполнены были пуговицами, нитками ,лоскутками... Икона в углу перед резным столиком ; при колеблющемся  свете лампадки лик Христа иногда исчезал куда -то ...Однажды я осторожно повернул икону - с обратной стороны толстая широкая доска скреплялась двумя поперечными клиньями; на поверхности доски сохранялась структура дерева напоминавшая мне занавески на дверях,выходивших в сени.Значит бог жил где-то в глубине дерева...

          И еще самое памятное из детства - зимние короткие дни.По ночам бесшумно сыпался тяжелый мокрый снег, а днем ночная таинственная белизна его плавилась солнцем... И праздники.

-Ну что, поедешь со мной в церковь? ,- спрашивает бабушка.

-Поеду.

Я с трудом открываю глаза,в сонном оцепенении одеваюсь. Засыпаю уже на подводе среди узлов, запаха соломы, людей, едущих в станицу. Кто-то укрывает меня,сквозь сон я слышу неторопливые женские голоса,скрип колес,фырканье лошадей...

Станичная деревянная церковь кажется большой подводой -  в ней те же голоса,та же неторопливость движений...Откуда-то сбоку раздается пение.Слова непонятны мне - мелодия их так грустна,так часто повторяется одна и та же жалоба или просьба, что мне хочется заплакать...Становится так одиноко, и я крепко держусь за бабушкину юбку из плотной колючей материи.

 А потом в сумеречном дне мы играем в снежки под церковными стенами….

 

                 И, завершая, напомню поразительные библейские строки-  " И сказал Бог : вот Адам стал как один из Нас зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял так же от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно..."

       Что это?! Пророчество, что только с деревом связаны надежды на бессмертие? Или мечта!

Поживем, увидим! Окружайте  детей и себя деревьями.

 

                                       

                                                                                                                         В.Чеснок

Comments